понедельник, 11 марта 2013 г.

Широкая масленица

Выезжала честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях козырных,
В широкой лодочке
Во велик город пировать,
Душой потешиться,
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
С Масленицей, вас, с широкою!

Как празднуют Масленицу в соседних странах.
Украина
Обряды Масленицы непосредственно связаны с языческими культами предков, семейно-родовых отношений и плодородия. На семейно-родовой характер масленицы указывают и названия некоторых дней праздника — «тещины вечерки» (пятница), «золовкины посиделки» (суббота), а обязательные для масленицы блины (языческий символ солнца) были традиционным поминальным блюдом восточных славян.
Считалось, что последнюю неделю перед Великим постом надо провести весело, так как впереди целых 7 недель сурового поведения и многих ограничений. Каждый день этой недели имеет определенные особенности и интересные обычаи.
           В понедельник женщины идут в корчму и начинают праздник Масленицы. Если же к их компании хотят приобщиться мужчины, то им на шею нужно повесить колодку, снять которую можно было, лишь поставив магарыч.
               Во вторник женщины снова в корчме. После гуляния в корчме все выходят на улицу, где устраиваются веселые забавы, которые длятся почти весь день.
               Среда не связана с какими-нибудь действами и имеет название «Знобы-бабы».
Наверное, Масленица — это настоящий рай для женщин, так как в четверг они снова садятся за стол и поднимают рюмки. И вдобавок в этот день нельзя шить и прясть.
                В пятницу зять должен угостить свою тещу. После этого зятю належит покатать свою тещу улицами села или же города. Причем, сервис в таком случае зависит от характера тещи, то есть злую и сварливую везут по неровной дороге и наоборот, если теща кроткая, то и дорога ровная, словно струна.
               Суббота не обозначена интересными обрядами. Наиболее пышно отмечается воскресенье. Специально к этому дню готовили вареники с творогом, в отличие от русских блинов. Проводились массовые гуляния, игрища, забавы. В этот день нужно обойти всех родственников и соседей и попросить извинения за все совершенные обиды, дабы очиститься перед Большим постом от всякой скверны. Нельзя также употреблять водку. Перед сном нужно тщательно прополоскать зубы, чтобы черти не вытянули творог, который остался после масленицы, вместе с зубами. 

Беларусь
       В древности этот праздник сводился к разнообразным обрядовым действам, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды. Одним из таких обрядов в Беларуси был обряд «Цягаць калоду», в котором принимали участие замужние женщины всей деревни. Гуляние шло ночью, женщины ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно неженатого, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду, а сами цеплялись за нее, чтобы было тяжелее. Если мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп.
         Как правило, участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К ним присоединялся музыкант (мужчина). Заходя в дом, они шумели и буянили до тех пор, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, ряженые отправлялись в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.
         Пожилые, родня, кумовья, сваты ездили на этой неделе в гости друг к другу на украшенных повозках. У детей было свое развлечение: катание на санках. Молодежь собиралась, когда темнело на улице: пела, плясала.
        В последний, воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. 
Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.
               В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.
           На прощание с Масленицей обычно палили чучело — соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности.


Чехия
Масленицу по-чешски называют масопустом. Перевод этого слова звучит примерно так: пост от мяса. Масленица начинается после праздника Епифании  или, как его по-другому называют, Дня трех королей (Three Kings’ Day) и длится до начала пасхального поста. Празднуется в последнюю неделю перед «пепельной средой» (Popelecni Streda), то есть до начала сорокадневного пасхального поста. 
Обычай веселиться и пировать в конце зимы пришел в Чехию в 13 веке из Германии (поэтому, например, в Моравии вместо «масопуст» говорят «фашанк» — название, происходящее от немецкого Fasching). Традиция сохранилась, прежде всего, в деревнях, но в последнее время обновляется и в городах. В Праге, например, с 1933 года проходит карнавал в квартале Жижков.
        Неделя, полная бурного веселья, начинается с «жирного четверга» («Tucny Ctvrtek»). В тот день много едят и пьют, чтобы, как говорится, на весь год хватало сил. Главным блюдом в «жирный четверг» считается свинина с «кнедликами», вареными на пару с клецками и капустой. Запивается все горячим пивом и сливовицей.
    В период масленицы в большом количестве готовят классические, весьма питательные блюда. Печеные утки, поросята, студни, калачи и пышки, елито и йитрнице. Елито готовят из свинины и свиной крови и подают к столу вместе с лепеницей, а йитрнице — это колбаса из рубленой свинины и ливера. Тлаченка с луком, ароматный овар, суп из попок, вяленая ветчина, запеченные колбаски, жареный сыр гермелин, аппетитные сладости, и это еще не весь масленичный ассортимент. Символ русской масленицы – блины, а масопуст славится пончиками.
         На масленичных маскарадах (в последние дни масопуста) чехи обычно наряжаются в охотников, женихов и невест, мясников, лавочников и других народных персонажей. Среди них обязательно находится маска медведя — мужика, который ведет медведя на цепи. Медведь должен был пугать маленьких детей. Можно увидеть и маску лошади и еврея с мешком. Каждый ряженый хорошо знает, как себя вести: например, еврей с мешком громко ругается по поводу подносимых ряженым подарков и угощения, подарки ему должны были казаться маленькими, а угощение скудным.
                   В последнее воскресенье масопуста устраивается бал (особенно живописны деревенские балы). Все танцуют и веселятся до утра. В некоторых деревнях устраивают бал еще и в понедельник, называют его «мужовский», это значит, что танцевать могут только те, кто женат или замужем. 
Заканчивается масопуст во вторник большим маскарадным шествием. Во многих местах проходят похороны контрабаса — значит, закончились балы и веселье, пора начать соблюдать пасхальный пост.

Норвегия

Норвежская «масленичная неделя» традиционно состоит из трёх дней: fleskesondag — буквально «жирное воскресенье» (или «масленичное воскресенье» — fastelavnssondag), fleskemandag - «жирный понедельник» (или blamandag - «выходной день») и hvitetirsdag — «белый вторник» (или feitetirsdag — «жирный вторник»). Как явствует уже из названий, в эти дни полагалось потешить себя жирной, обильной пищей. Это была своего рода «последняя поблажка» перед долгим воздержанием. С другой стороны, такое «объедание» имело ритуальную функцию, связанную с плодородием. Предаваясь чревоугодию, крестьяне тем самым как бы «закликали» грядущий обильный урожай, чтобы на следующий год они могли так же вкусно и сытно поесть.    Особенно это касалось последнего дня масленицы — «жирного вторника». В этот день полагалось наедаться не просто до отвала, но вплоть до тошноты. 
Более того: согласно древнейшему обычаю, крестьяне, наевшись, «облегчали» желудок, засовывая палец в горло, и продолжали пировать. На стол подавалось все самое лучшее и сытное: мясо, сало, молочные продукты (отсюда другое название «жирного вторника» — «белый вторник»). Подчеркнуто ритуальный смысл имело вкушение бутерброда с маслом: чем больше от него откусывали — тем больший ожидался урожай. При этом женщины приговаривали: «Пусть серп пожнет столько же, сколько я откусила!», а мужчины: «Пусть топор и коса кусают так же хорошо, как я укусил!»
                         Древнее происхождение имеет и другой масленичный обычай - хлестанье «масленичной веткой» (fastelavnsriset). Ветка — как правило, березовая — оборачивается цветной бумагой и украшается бумажными цветами или позолоченными ягодами. С этой веткой принято было ходить по домам и хлестать «сонь», стягивая с них одеяла, не жалея сил, с песнями и прибаутками. «Наказуемый» должен был откупаться заранее приготовленными булочками.
              Смысл данного обряда с христианской точки зрения видится в том, что «жертва» таким    образом «причащается» к страданиям Христа, от него «отгоняют троллей» и прочие наваждения. Согласно же дохристианским традициям, этот обряд имел целью пробуждение сил весны, сил плодородия. Недаром крестьяне хлестали веткой прежде всего женщин (как правило, тех, кто еще не имел детей), животных и деревья. Существовал также обычай, когда парни с утра врывались в дома к девушкам и «будили» их при помощи той же масленичной ветки.
         Кроме того, во время масленичных празднеств были широко распространены игры с оружием, воинские поединки и ритуальные перебранки. Затевался обрядовый бой между зимой и летом, неизменно завершавшийся победой теплого времени года.

Дания
Масленица в Дании (Fastelavn) знаменует начало подготовки к долгому посту. В этот день в городах и деревнях дети встают первыми и будят своих родителей праздничными песнями.
          Затем они наряжаются в пестрые костюмы, надевают маски и, взяв в руки березовые ветки Fastelavnsris, украшенные яркой бумагой и конфетами, ходят по улицам и поют песни в надежде, что горожане наполнят их коробки сладостями. В конце дня дети собираются вокруг большой деревянной бочки, повешенной на дерево или на столб. По очереди они пытаются расколоть ее дубинкой.
             Тот, кому это удается, становится обладателем кучи конфет и фруктов, которыми наполнена бочка; его назначают королем Fastelavn и возлагают на голову бумажную корону, после чего король выбирает себе королеву. В старину в бочку сажали черного кота и колотили по бочке до тех пор, пока животное не умирало. Занимались этим только взрослые. В современной Дании об этой варварской традиции напоминает лишь нарисованный на бочке черный кот.
            В некоторых городах в этот день с утра по улицам проходит процессия всадников, которую сопровождает повозка с музыкантами. Они останавливаются по просьбе горожан и исполняют песню в обмен на горячий ром. А вечером всадники разбивают свою бочку, подвешенную на веревки между двумя столбами. Каждый всадник, сидя верхом на мчащейся галопом лошади, швыряет в бочку тяжелую палку. Когда бочка полностью разваливается, собравшиеся приступают к выборам королевы и короля бочки, которые потом открывают бал бочки. 


7 комментариев:

  1. Спасибо Светлана! Очень ценный материал!
    Масленица в дом идёт,
    За собой весну ведёт!
    Напеки блинов скорей
    Только масла не жалей!
    Поздравляю с этим днём
    Пусть печаль горит огнём!
    Пусть уходят холода
    Не на год, а навсегда!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за информацию.
    Шум гуляний не стихает,
    Улица светла…
    Эх, широкая какая
    В гости к нам пришла!
    И пришлось, конечно, к слову
    В этот славный час:
    Будьте счастливы, здоровы!
    С Масленицей Вас!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Светлана! Интересно! С МАСЛЕНИЦЕЙ!

    ОтветитьУдалить
  4. Век живи, век учись... спасибо,Светлана за информацию, она никогда не бывает лишней.

    ОтветитьУдалить
  5. И вас, девочки с Масленицей. Весна обязательно победит!

    ОтветитьУдалить
  6. Светлана, спасибо за интересную информацию.
    Со времён старинных, давних
    Праздник Солнца к нам спешит.
    Он один из самых ранних
    В окна вешним днём глядит.
    Это Масленица мчится
    Вдоль по улицам родным.
    Пьёт, гуляет вся станица,
    Ест блины куском большим:
    Со сметаной и нардеком,
    С рыбой, мясом и икрой.
    Шире праздник с каждым веком,
    Не назвать его игрой.

    ОтветитьУдалить