вторник, 12 ноября 2013 г.

Каникулярное чтение

  Осенние каникулы. Возможность передохнуть, сделать что-то для души. Случайно в руки попала  книга Даниэля Пеннака "Как роман". Прочла на одном дыхании.
    Учитель, писатель, он размышляет о месте книги в жизни человека:


" Глагол "ЧИТАТЬ" не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: "любить", "мечтать"....
   Когда он (ребенок) родился, первое время мы пребывали в состоянии благодати. Зачарованность новой жизнью делала нас гениальными. Ради него мы обретали дар сказителей. С самого его пробуждения к языку мы рассказывали ему всякие истории.
Нас вдохновляла его радость. Его восхищение нас подстегивало. Для него мы не скупились на персонажей, нанизывали приключения, расставляли хитрые ловушки...
     Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное предназначение молитвы - самое бескорыстное, наименее отвлеченное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. 
   Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Сами того не подозревая, мы открывали для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире - назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни. Любовь выходила из этого обряда обновленной".

Задается вопросом: почему дети не любят читать? И сам дает некоторые ответы на этот вопрос. 
    Взрослые перестают читать детям, когда они научаются делать это сами. Но испытывая трудности чтения, ребенок пасует, теряет интерес, а взрослые продолжают требовать: "Читай".
    А что, если вместо того, чтобы заставлять читать, учитель (родитель) вдруг решит поделиться собственной радостью чтения?  Пеннак проверил эту идею на своем собственном опыте. Работает.
А еще он предложил десять правил читателя:
Право не читать
Право перескакивать
Право не дочитывать
Право перечитывать
Право читать что попало
Право на боваризм
Право читать где попало
Право читать вслух
Право втыкаться
Право молчать о прочитанном.

    "Удовольствие от прочитанного мы чаще всего ревниво храним в тайне. То ли потому, что, на наш взгляд, это не предмет для обсуждения, то ли потому, что прежде чем мы сможем сказать хоть слово о прочитанном, нам надо позволить времени проделать тонкую работу перегонки.Наше молчание - гарантия интимности. Книга прочитана, но вы все еще в ней. Одна лишь мимолетная мысль о ней открывает нам путь в убежище, куда можно скрыться. Она ограждает нас от Большого Мира. Она предоставляет нам наблюдательный пункт, расположенный очень высоко над пейзажем обстоятельств. Мы прочли ее -и молчим. Молчим, потому что прочли.

10 комментариев:

  1. Интересные мысли... Помню как запоем читала книги в отрочестве: тайком под одеялом при фонарике - родители запрещали много читать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Германовна, и об этом Пеннак пишет. Ведь когда родители запрещают, значит что-то интересное, значит это обязательно НАДО сделать)))

      Удалить
  2. Вы правы,Лариса Германовна, мысль интересная, глубокая.Но я бы не стала утверждать о том,что дети не читают. У меня есть 7-классники, тесно с ними сотрудничаю после уроков по поводу чтения, к моему удивлению, дети читают, почти у каждого есть любимая книга, создали общество буктрейлеров. Так что,милые коллеги, не все потеряно))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так это же замечательно!

      Удалить
    2. Лиля, Вам очень повезло. А вот у нас дети пока не читающие.... (как видите я написала "пока", оставляя себе надежду)

      Удалить
  3. Мне этот автор незнаком обязательно прочту.

    ОтветитьУдалить
  4. интересные, глубокие мысли. У нас в школе та же проблема, к сожалению...

    ОтветитьУдалить