Все началось вот с этой вещицы.
Обнаружив ее, я задалась вопросами: что за «Община святой Елисаветы»? Чьи это
инициалы на обратной стороне и почему их три?
Что касается самой вещицы, то это жетон Комитета для
усиления средств Елисаветинской общины сестер милосердия Российского общества
Красного Креста. Вероятно такие серебряные (встречаются и золотые) жетоны
вручались жертвователям средств.
Комитет для усиления средств
Елисаветинской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста
состоял под Августейшим покровительством Е. И. В. Великой Княгини Елисаветы
Федоровны. Председательницей общины была супруга Сергея Александровича Романова
(родного брата Александра III)
великая княгиня Елизавета Фёдоровна, родная сестра Александры Фёдоровны, супруги
Николая II.
В качестве супруги московского
генерал-губернатора (великий князь Сергей Александрович был назначен на этот
пост в 1891) организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество,
учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей,
дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под
видом незаконных». Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет
Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей
Московского управления Красного Креста.
С началом русско-японской войны
Елизавета Фёдоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в
Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там
заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные
церкви.
Вскоре после гибели мужа продала
свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии
Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя
домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909
Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Обитель оказывала комплексную,
духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не
просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в
больницы. Нередко сёстры уговаривали семьи, которые не могли дать детям
нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.),
отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.
В обители были созданы больница,
отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют,
бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители
проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества,
Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.
Поселившись в обители, Елизавета
Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или
читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами,
обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное
место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали
за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над
обитателями трущоб.
Елизавета Фёдоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители
Во время Первой мировой войны княгиня
активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда
же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и, в
результате, была обвинена в пособничестве немцам. При ее участии в начале 1915
года была организована мастерская по сборке протезов из готовых частей,
получаемых в большинстве из Петербургского завода военно-врачебных
изготовлений, где имелся особый протезный цех. Средства на оборудование
мастерской, размещавшейся в частном владении по Трубниковскому переулку в д. №
9 собирались из пожертвований.
Отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков,
продолжая заниматься подвижнической работой в своей обители. В ночь на 5 (18)
июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками:
сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска вместе с другими членами
царской фамилии.
Останки
княгини были перевезены в Иерусалим и погребены под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Великая княгиня обладала прекрасной душой: светлой, глубоко
православной, сочувствующей и сострадающей, а самое главное – деятельной. Она
стремилась дарить свою любовь ближним и помогать страждущим. Елизавета
Федоровна самоотверженно ухаживала за своими больными, помогала бедным и
старикам, направляла на путь истинный преступников и пьяниц. Она оставила
светскую жизнь, в которой она имела все – богатство, титул, влиятельную родню –
чтобы помогать страждущим. Немного есть среди нас таких, кто каждый день
совершает пусть небольшой, но все же подвиг самоотречения ради ближнего.
Без ответа пока остался второй
вопрос. Кто такая или такой Миллер? Почему в инициалах три буквы.
Кстати, одна из исследовательниц
жизни Елизаветы Фёдоровны – Миллер Л.П. Проникнувшись большой любовью к
Елизавете Федоровне, Любовь Миллер задалась целью написать книгу о ее жизни и
мученичестве. Она долго и упорно собирала материал, разыскивала личные письма
Великой княгини, переводила их на русский язык. Книга под названием
"Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна"
увидела свет в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси. Сама Любовь Миллер основала
благотворительный фонд имени Великой княгини Елизаветы Феодоровны и стала
собирать средства для русских православных монастырей Иерусалима, для детского
приюта имени святого праведного Иоанна Кронштадтского в Чили и для других
православных приходов и монастырей Русского Зарубежья.
Очень интересно. Спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо,интересно!
ОтветитьУдалитьОчень интересный материал,спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за пост!
ОтветитьУдалитьПознавательно. Интересно, а сейчас первые дамы России могут себе позволить такое поведение?)))
ОтветитьУдалитьИнтересный материал,Спасибо,Светочка!
ОтветитьУдалить